Правила, которые пригодятся потребителям на практике

 Когда права потребителя считаются нарушенными?

Список ситуаций, при которых права гражданина считаются нарушенными, вытекает из норм, зафиксированных в законе «О защите прав потребителей». Гражданин имеет право обратиться c заявлением в компетентные органы если:

-       потребитель приобрел товар или услугу ненадлежащего качества;

-       были нарушены сроки продажи изделия;

-       продавец отказался производить обмен некачественного товара или устранить нарушения в установленные законом сроки;

-       продавец отказался предоставить полную информацию о товаре либо услуге;

-       изделие обладает характеристиками, которые угрожают жизни и здоровью покупателя;

-       присутствуют иные нарушения положений закона «О защите прав потребителя».

Все вышеуказанные ситуации позволяют гражданину обратиться в уполномоченные органы.

Правила, которые пригодятся потребителям на практике

1. Покупаем по ценнику

Если на кассе выяснилось, что товар подорожал, и в чеке другая сумма, покупатель имеет право заплатить столько, сколько указано на ценнике, основываясь на ст.10 Закона «О защите прав потребителей» и п.19 Правил продажи отдельных видов товаров.

2. Сдаем брак без чека

В этом случае можно сослаться на п.5 ст.18 Закона «О защите прав потребителей». Факт покупки можно подтвердить любыми другими доказательствами: свидетельскими показаниями, фирменной упаковкой, этикеткой и т.д.

3. Требуем возврата денег после окончания гарантии

Можно предъявлять претензии, если производственные дефекты товара «всплыли» после окончания гарантии в пределах двух лет со дня покупки (п.5 ст.19 Закона «О защите прав потребителей»).

4. Бесплатно ремонтируем без гарантийного талона

Согласно п.2 ст.16 Закона «О защите прав потребителей» не имеют права отказать в гарантийном обслуживании по причинам, не связанным с недостатками товара. При утере гарантийного талона, можно предъявить чек либо сослаться на свидетельские показания.

5. Получаем аналогичную вещь на время ремонта

Ссылка - на п.2 ст.20 Закона «О защите прав потребителей». Важные условия:

- подменный товар должны предоставить в течение 3 дней и доставить его за свой счет;

- товар должен иметь те же основные потребительские свойства, что и сданный в ремонт. 6. Грамотно пользуемся «правилом 15 дней»

Технически сложный товар с дефектом можно вернуть в магазин в течение 15 дней. Продавцы поясняют, если срок истек, то – ремонт.

Такой порядок касается технически сложных товаров определенного перечня. В случае обнаружения дефектов в данных товарах возврат либо обмен возможен, если дефект является существенным, то есть его невозможно устранить либо он появляется повторно; нарушены сроки гарантийного ремонта либо в течение гарантийного срока товар находится в ремонте более 30 дней.

Остальные товары можно уверенно сдавать и менять в случае дефектов, даже если 15-дневный срок прошел.

Все эти условия оговариваются в п.1 ст.18 Закона «О защите прав потребителей».

7. Меняем или сдаем ненужную покупку

Согласно ст.25 Закона «О защите прав потребителей» в течение 14 дней качественный товар можно обменять, сдать и получить деньги, если не окажется нужной модели. (Искл.: товары, входящие в перечень Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г.)

8. Требуем неустойку за просрочку доставки

Покупатель имеет право требовать 0,5% от суммы предоплаты за каждый день просрочки на основании п.3 ст.23.1 Закона «О защите прав потребителей». Такая неустойка «капает» до тех пор, пока товар не привезут, и не ограничивается предельным размером.

9. Не забываем о «периоде охлаждения» при интернет-покупках

Товары, приобретенные через интернет, если не изготовлены по заказу, можно вернуть в течение 7 дней (п.4 ст.26.1 Закона «О защите прав потребителей»). Если не прилагалась памятка с напоминанием об этом сроке, то срок продлевается до 3 месяцев!

10. Требуем полного возврата цены, если дефектный товар частично использован

П.5 ст.503 Гражданского кодекса РФ гласит, что продавец не вправе удерживать сумму за некачественную вещь, на которую понизилась стоимость товара из-за его частичного использования (продукт частично съеден, на технике появились царапины и т.п.).

11. Получаем скидку за просрочку исполнения заказа

При заказе услуг или работ закон предусматривает неустойку (не может превысить цену заказа) за каждый день просрочки: по 3% от стоимости данного заказа (п.5 ст.28 Закона «О защите прав потребителей»). В этом случае проще договориться о скидке.

12. Требуем двойную компенсацию, если вещь испортили (в химчистке, ателье и т.д.)

Согласно ст.35 Закона «О защите прав потребителей» в случае повреждения или утраты вещи, принятой от заказчика, исполнитель обязан в трехдневный срок предоставить аналогичную вещь либо выплатить двойную цену.

 

 

Право потребителя на расторжение договора об оказании туристических услуг

В последнее время, в свете непростой эпидемиологической ситуации в мире, потребители сталкиваются с проблемой расторжения договоров на оказание туристических услуг. При том, что Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителей в любое время расторгнуть договор на оказание услуг, не все туроператоры соглашаются с этим и не спешат расставаться с полученными деньгами.

Статья 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Данная статья предусматривает, что даже если у потребителя нет претензий к качеству оказываемых услуг, то он имеет право в любое время, без указания каких – либо мотивов потребовать прекращения её выполнения. Основным условием применения нормы статьи является то, что потребитель должен уведомить исполнителя о расторжении договора и последний после получения уведомления обязан приостановить выполнение услуги.

Уведомить исполнителя нужно в письменной форме, направив претензию по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. К претензии следует приложить копии имеющихся документов. Отказ выполнить требование потребителя должен быть изложен в письменной форме. Если исполнитель откажется выполнить требование в добровольном порядке, потребитель имеет право воспользоваться правом на судебную защиту.

Как решить проблемы с возвратом товаров на самоизоляции

 Для многих граждан, покупки в настоящее время стали настоящей проблемой. Многие магазины закрылись, и вернуть в них товар просто невозможно.

Но в условиях самоизоляции большинство граждан проводит время дома и совершают покупки онлайн способом. А сдать товар во время самоизоляции становится проблемой и для них.

Согласно статье 26.1 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон) покупатель может отказаться от покупки в любой момент до его передачи, и в течение семи дней после получения.

Если продавец не предоставил покупателю в письменной форме информацию о товаре, порядке и сроке возврата приобретённого дистанционно товара в момент доставки товара, то потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара!

Как вернуть товары надлежащего качества, приобретённые дистанционным способом до введения нерабочих дней?

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный, если он не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Для этого предоставляется четырнадцать дней, не считая дня покупки. Потребителю необходимо письменно обратиться к продавцу с соответствующим требованием (статья 25 Закона).

Возврат товара продавцом будут осуществляться только после завершения нерабочих дней.

Для возврата товара с недостатком, приобретённого дистанционным способом, рекомендуется обратиться письменно с требованием:

·                 замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

·                 потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

·                 соразмерного уменьшения покупной цены;

·                 потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

·                 отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. 

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

·                 обнаружение существенного недостатка товара;

·                 нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

·                 невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Повторимся, предусмотренные законом действия будут совершены магазином уже после завершения режима нерабочих дней.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" ничего не говорит о ситуации, которая сложилась на данный момент потому, что в истории современного законодательства такого ещё не было.

Согласно статье 193 Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Соответственно, конечным днём срока удовлетворения требований будет день, когда снова начнёт работать магазин.

На данный момент рекомендуется покупать товары, которые вы не планируете вернуть. В связи со сложившейся ситуацией, ваши требования могут обрабатываться значительно дольше, а возврат денег произойдёт гораздо позже.

 

Ведущий специалист-эксперт Нижнекамского ТО Госалкогольинспекции РТ Эльвира Милочкина

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International