Неустойка как одна из форм гражданско-правовой ответственности

Когда обязательство не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, говорят о нарушении обязательств. В целях предот­вращения подобных правонарушений и устранения их последствий и устанавливается гражданско-правовая ответственность за нарушение обязательств в виде санкции за совершенное правонарушение. Формы гражданско-правовой ответственности весьма разнообразны. Традиционно к ним относят: возмещение убытков, уплату неустойки, потерю задатка. Неустойкой законом или сумма, обязан в случае или исполнения , в , в случае .

Вот таким правом – взыскать неустойку с торговой организации за нарушение сроков по удовлетворению его требований, и решил воспользоваться нижнекамский потребитель,  который в  июне 2018 года приобрел в одном из магазинов сотовый телефон стоимостью 2990 рублей. В период гарантийного срока телефон вышел из строя, а именно – не включался, не принимал входящие звонки, не работали мессенджеры. Согласно ст.4 Закона РФ «О Защите прав потребителей», продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. В ноябре того же года товар со всей документацией был принят на гарантийный ремонт. Сотрудник магазина наличие дефекта подтвердил, при приеме товара оформил заявление на проведение ремонта,  выдал акт осмотра оборудования. Однако через неделю потребителю был выдан акт осмотра оборудования, в котором был «отказ в принятии телефона на гарантийное обслуживание, в связи с тем, что IMEI телефона не соответствует коробке».

Гр.К. обратился к руководству магазина с письменной претензией, где требовал произвести ремонт по гарантии, однако ответа не получил. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О Защите прав потребителей», потребитель при обнаружении в товаре недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Тогда в декабре он обратился с заявлением в Нижнекамский территориальный орган  Госалкогольинспекции РТ с просьбой помочь разобраться в ситуации и уже другим требованием – о расторжении договора купли-продажи и возврата денежных средств за телефон. Из ответа на запрос Нижнекамского ТО, следовало, что в связи с невозможностью проведения ремонта руководством компании принято решение о возврате денежных средств. Но, радовался потребитель недолго: ему пришлось очень долго ходить в офис продаж для получения денежных средств, так как всегда были какие-либо причины для отказа (нужно делать заявку на возврат денег, а сотрудникам некогда; менеджер магазина переведен в офис продаж по другому адресу; технический сбой программы; ошибка в программе, которая выдает информацию о том, что потребителю, якобы, выдан подменный фонд на период проведения гарантийного ремонта). В итоге, лишь  в конце января 2019г. покупатель смог получить денежные средства в размере 2990  рублей.

Но, ст. 22 Закона РФ гласит, что требования потребителя о расторжении договора и возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. Как следует из ст. 23 Закона РФ за нарушение указанного выше срока продавец, допустивший такое нарушение, уплачивает потребителю  за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 1%  цены товара. Поэтому сотрудники Нижнекамского территориального органа помогли составить исковое заявление о взыскании неустойки, компенсации морального вреда. Согласно расчету, сумма неустойки за пропуск срока о возврате суммы приобретенного товара, составила  1674 рубля 40 копеек. Действиями ответчика был причинен моральный вред, поскольку ему было отказано добровольно удовлетворить его законные требования, и он вынужден был затрачивать время и силы для восстановления своих нарушенных прав. Поэтому причиненный ответчиком моральный вред  потребителем оценивался в 2 000 рублей. 

В ходе судебных разбирательств мировой судья судебного участка по Нижнекамскому судебному району вынес решение взыскать с организации неустойку в размере 956 рублей 80 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 978 рублей. На сегодняшний день решение вступило в силу и потребитель уже смог получить деньги.

Нижнекамский территориальный орган Госалкогольинспекции РТ

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International